результаты исследования
Восприятие образа России участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017
С 13 октября по 23 октября 2017 года Центр социологии студенчества провел социологическое исследование «Восприятие образа России участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи». В качестве партнёров проекта выступили Российский государственный социальный университет и Южный федеральный университет.
Об исследовании
Целевая группа - участники из России и представители зарубежных делегаций в возрасте от 18 до 35 лет. Всего было опрошено 4359 участников фестиваля по стихийной выборке (3254 российских и 1105 иностранных), что составляет 17,4% от генеральной совокупности (общее количество участников Фестиваля- 25 000).

Метод сбора информации – онлайн-анкетирование. Ссылка на онлайн-форму с анкетой распространялась методом e-mail рассылки по базе адресов участников Фестиваля, а также в Telegram каналах образовательных программ Фестиваля, используемых для коммуникации организаторов события с участниками.

Параллельно с анкетированием участников Фестиваля Центром социологии студенчества был организован мониторинг социальных сетей участников Фестиваля, с целью выявить ключевые смыслы, содержащиеся в сообщениях участников, их настроения и оценки Фестиваля. По итогам анализа социальных сетей было выявлено более 149,2 тыс. постов, посвященных фестивалю. Общее количество лайков, выставленных данным постам составило 7,78 млн. Пользователи оставили к постам более 114 тыс. комментариев и сделали 36,1 тыс. репостов. Общее количество просмотров публикаций составило 32,3 млн. Эти цифры говорят о высоком медиа эффекте фестиваля, поскольку даже спустя неделю после его завершения продолжают появляться публикации о нем. Также необходимо отметить, что хештег мероприятия #вфмс2017 в дни проведения фестиваля выходил в топ социальных сетей Твиттер и ВКонтакте [1] .
[1] https://rueconomics.ru/282415-ceremoniya-otkrytiya-xix-vsemirnogo-festivalya-molodezhi-i-studentov-sostoyalas-v-sochi


Впечатления от Фестиваля
Согласно данным исследования, для большинства участников Фестиваль стал событием, призванным сделать молодёжь из разных стран ближе друг к другу, несмотря на разные различия во взглядах и вероисповедании, объединив её вокруг общечеловеческих ценностей. При этом общий настрой участников можно назвать деловым, а их мотивы вполне конкретными: молодёжь из 188 стран приехала на фестиваль не только с целью завести новых друзей и хорошо провести время, а главным образом для того, чтобы учиться новому, обмениваться профессиональным опытом и находить единомышленников для дальнейшей реализации совместных проектов и развития своих идей.

Для 63% иностранных участников Фестиваль стал поводом впервые приехать в Россию и этот визит большинству из них оставил яркие и положительные впечатления. Восторг, восхищение, радость и оптимизм стали главными элементами эмоциональной картины события. Косвенно, но вполне убедительно, об успехе Фестиваля в плане укрепления авторитета России на международной арене говорят и следующие показатели: 89,4% опрошенных иностранных участников заявили о желании выучить русский язык, а 40,5% не исключает в дальнейшем переезд в нашу страну.
На основе данных, полученных в ходе мониторинга социальных сетейучастников, были сделаны следующие выводы о ходе и результатах Фестиваля:
Формирование видения будущего. Участники очень позитивно отзывались о программе мероприятия: насыщенная образовательная программа, большое количество тематических и интерактивных стендов, мероприятий оставили участникам впечатление о том, что Россия перспективная страна, устремлённая в будущее. Этот оптимизм относительно реального прогресса страны послужил вдохновением участникам в их дальнейшей деятельности. Фактически, выставочная часть программы сформировала у участников некое видение будущего страны, которое они будут воплощать в своей ежедневной деятельности.

Настоящая дружба народов. За исключением постов о впечатлениях о фестивале, группа публикаций о новых знакомствах с представителями иностранных делегаций на площадках мероприятия является самой многочисленной. Участники фестиваля писали о новых экстраординарных знакомствах, о встречах со старыми товарищами из других стран, об опыте межкультурного обмена. Многие пользователи отмечали, что здесь они чувствуют себя единой семьей с представителями других государств. Таким образом фестиваль способствовал развитию мультикультурализма в молодежной среде и оказывал содействие межкультурному обмену.

Преемственность. Очень много постов участников фестиваля были посвящены преемственности мероприятия. Большое количество пользователей писали о том, что чувствуют гордость и сопричастность с фестивалями 1985 и даже 1957 годов. Отдельные участники даже говорят о том, что приезжать на фестиваль – это их семейная традиция. В ряде постов были упомянуты дедушки и бабушки нынешних студентов, которые приезжали на первый фестиваль еще в 1957 году. Причастность к мероприятию с глубокой историей определенно позитивно сказалась на атмосфере фестиваля.

Образ России и её народа
Сила России, её история, культура и «характер» – основы международного имиджа России. 68,7% иностранных гостей воспринимают нашу Россию прежде всего как страну с великой культурой и историей, 65% называют её мировой державой, одним из сильнейших государств в мире. Идея великой державы достаточно сильна в молодежной среде. Более половины российских и иностранных участников (58,6 и 60,5 соответственно) считают Россию великой державой, сравнимой по своему влиянию на мировые процессы с США и Китаем.

Этот общий образ нашей страны в представлении зарубежных участников раскрывается на наборе конкретных ключевых образов, символов и ассоциаций. Наиболее частыми в группе иностранных респондентов оказались ассоциации и образы, связанные с армией и военной мощью государства, его силой и величием, а также с советским периодом в истории России и победой в Великой Отечественной войне. и президентом России Владимиром Путиным.

«Жизнерадостность, радушие, гостеприимство, дружелюбие» - таким набором эмоциональных ассоциаций Россия проявилась в представлениях значительной доли иностранных участников Фестиваля, что однозначно работает на улучшение международного имиджа страны и народа и развеиванию распространённого стереотипа о холодности и грубости наших сограждан. В целом иностранные участники увидели в жителях России гораздо больше положительных качеств, чем отрицательных. Прежде всего, это патриотизм, дисциплинированность, трудолюбие, креативность и доброта. Подобный набор ключевых образов, связанных с нашей страной, подкрепляется у респондентов и восприятием основных достоинств Российского государства.

В этом вопросе прослеживается единство российских и иностранных участников: сильными сторонами России они всё так же считают: позицию страны на международной арене, её историю, вооруженные силы и безопасность. При этом россияне особенно гордятся нашим народом, а иностранцы отмечают в качестве одного из главных достоинств страны её политическую систему и органы власти.
Отношение к президенту Владимиру Путину
Отдельным важным символом России как внутри страны, так и за рубежом является фигура действующего президента страны Владимира Путина. Президент России занимает лидирующее место по уровню симпатий среди других мировых лидеров как в рейтинге, составленном на основе ответов российских участников, так и в рейтинге, составленном на основе ответов гостей государства.

О своём положительном отношении к лидеру России говорят 83,3% молодых людей из российских городов и 70,8% иностранных гостей, приехавших на Фестиваль. Успехи во внешней политике и защита суверенитета молодежь связывает всецело с личностью Президента России Владимира Путина, а центральным направлением в международной деятельности Владимира Путина молодёжь большинство участников Фестиваля считает «решение глобальных проблем мира»: так полагают 63,1% россиян и 48,6% иностранных делегатов.
Социальный запрос молодёжи
Молодёжь в России смотрит на своё будущее с оптимизмом и считает, что Россия является страной возможностей, несмотря на то, что на пути самореализации молодые люди могут сталкиваться с некоторыми трудностями. Для устранения препятствий и оптимизации социальных лифтов для молодежи, в первую очередь, стоит обратить внимание на возникшие запросы в молодежной среде. Ключевыми стали следующие запросы молодежи: расширение участия молодежи в принятии политических решений и увеличении числа молодежи в органах государственной власти (49,2%), помощь со стороны государства в трудоустройстве молодежи (38,4%) и необходимость популяризации общенациональных ценностей, развития межкультурного диалога и поддержки русского языка и культуры (49,8%). Важно отметить, что запрос на обновление в органах власти прослеживается во многих общероссийских репрезентативных исследованиях.

В общей картине социальных ценностей у большинства респондентов преобладает запрос на социальную справедливость и ценности гражданского общества. Россия как социальное государство, где соблюдаются права и свободы граждан, с высоким уровнем благосостояния граждан, развитыми институтами гражданского общества и рыночной экономики – такой Россию видит молодежь в будущем. Кроме того, молодежь ориентируется на то, чтобы российское государство осуществляло политику прежде всего в интересах народа, ориентируясь на принципы социальной солидарности и равенства. Молодежь считает, что ситуацию в стране можно улучшить, если в приоритетах государственной политики будет уделяться повышенное внимание науке и образованию, здравоохранению и отраслям высоких технологий.
Восприятие внешней политики России и деятельности президента Владимира Путина
57% российских участников считает Россию мировой державой, одним из сильнейших государств в мире и надеются что в будущем она такой и останется, а 80,4% полагают путь, по которому идет современная Россия даст в перспективе положительные результаты. Участники Фестиваля поддерживают текущую внешнюю политику государства (84,7% россиян и 78,8% иностранцев «скорее» или «полностью» поддерживают) и российская молодёжь ы большинстве полагает, что наша страна и впредь должна занимать жесткую позицию в отстаивании своих национальных интересов на международной арене. По мнению участников, на международной арене, наша страна выполняет роль миротворца: борется с мировым терроризмом, защищает нормы международного права и суверенитет слабых стран, а также позволяет решать глобальные общемировые проблемы.
Угрозы и риски будущего
При выборе наиболее адекватных, по мнению опрашиваемых, суждений относительно характера угроз, возникающих перед Россией, большинство (46,1%) российских респондентов однозначно говорят об их зарубежном происхождении. Кроме того 59% опрошенных из числа наших соотечественников убеждены: «западные страны хотят ослабить Россию, превратить ее в зависимое государство». Это в определённой мере свидетельствует о потенциальной готовности значительной части молодёжи поддержать власти в борьбе с внешней угрозой. Основными проблемами как иностранные, так и российские участники посчитали терроризм и угрозу экономического кризиса, россиян отдельно беспокоит ещё и угроза военного конфликта.

Среди серьезных угроз для национальной безопасности внутри страны, которые могут возникнуть в будущем, молодежь видит экономический кризис и низкий уровень прав и свобод граждан. Однако, стоит обратить внимание на большое количество оптимистично настроенной молодежи, которая придерживается мнения, что в ближайшие пять лет ситуация в стране изменится в лучшую сторону (62,7%).
Сценарии будущего
В качестве приоритетных задач, к которым должна стремиться Россия в 21 столетии, по мнению молодежи, является становление России как одной из наиболее развитых и политически влиятельных стран мира (71,8% россиян и 59,2% иностранных участников). Молодежь уверена, что текущий курс ведет страну в правильном направлении и в ближайшие пять лет России упрочит свое влияние в мире. Также, согласно результатам опроса, среди возможных сценариев в ближайшие пять лет, произойдет рост влияния России и Китая в мире, распространение цифровой экономики и компьютеризация повседневной жизни, но при этом возможен мировой экономический кризис.

Кроме того, по мнению значительной доли участников, система международных отношений столкнется с ростом политической напряженности в мире, Европейский Союз окажется в политическом кризисе, а военный конфликт на корейском полуострове может стать реальностью. Наименее вероятным событием в ближайшие пять лет участники Фестиваля считают новую мировую войну. А вот личное счастье видится им вполне реальным: 71% российских и 56,2% иностранных участников полагают, что в будущем будут счастливы.
Made on
Tilda